Доклад Дидактические игры
Дидактика (с древнего греческого «поучающий») напрямую связана с воспитанием и образованием. С тех пор, как человек осознанно стал передавать свои знания подрастающему поколению, возникла потребность в обучении. Но термин «дидактика» появился в XVI веке благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке.
Если говорить о дидактике, то главенствующую роль здесь играют дидактические игры.
Предназначение обучающих игр – развитие психических, умственных, коммуникативных способностей детей. Поэтому дидактические игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка.
Первоначальная функция дидактических игр – это развитие сенсорных эталонов: восприятие цвета, размера, величины, вкуса и т. д.
Начинают применять дидактику с младенческого возраста. Кто из нас не знает такие игры, как пирамидка, матрешка и другие собиралки, вкладыши. Они обучают младенца различать цвета, размеры, формы. Большую роль в этом возрасте играют и словесные дидактические игры. Малыш вслушивается в речь родителей и так формируется пассивный речевой запас.
В дошкольном возрасте применение дидактических игр становится неотъемлемой частью обучения. Ведь ведущая деятельность дошкольников – это игра. Через игру дети познают мир. А дидактические игры позволяют в полной мере изучить его, понять причинно-следственные связи. Все это влияет на умственное развитие детей.
Для развития речи детей применяют словесные дидактические игры. В таких играх дети учатся рассказывать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Словесные игры обогащают словарь детей, развивают монологическую и диалогическую речь. Дети учатся слушать и слышать словесные указания педагога.
Дидактические игры бывают разные по цели, содержанию, методике проведения, материалу.
По содержанию обучающие игры можно разделить на:
- математические, направленные на развитие у детей элементарных математических способностей;
- сенсорные помогают обследовать предметы, различать их признаки;
- речевые способствуют развитию речи;
- музыкальные помогают развить в ребенке музыкальные наклонности;
- экологические игры нацелены на обогащение естественно научных знаний детей, привития любви к природе;
- художественно-эстетические игры направлены на развитие у детей знаний, умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.
Дидактические игры можно классифицировать по числу участников:
- индивидуальные;
- подгрупповые (от 2 до 5 детей);
- групповые.
Также дидактические игры различают по специфике игровых действий:
- игра-путешествие для придания необычности, таинственности, загадочности;
- игры-загадки; содержание загадки появляется из окружающего мира и задача ребенка научиться видеть в окружающем отгадку, мыслить логически, уметь доказывать;
- игры-поручения учат детей вслушиваться в словесные указания и выполнять их;
- подвижные обучающие игры нацелены на развитие физических качеств ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.
Доклад №2
На сегодняшний день существуют разнообразные методы и средства воспитания и обучения детей. Одним из них являются – дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой разноплановое явление в педагогике, выраженное приобщением детей, в основном, дошкольного и младшего школьного возраста, к восприятию сенсорных умений и навыков, к умению развивать логическое мышление, моторику и другие познавательные процессы.
Дидактические игры используются педагогами и воспитателями для лучшего освоения детьми таких предметов, как математика, окружающий мир, а также, при обучении родному языку.
Существуют множество дидактических игр, но, зачастую, используются развивающие игры, которые дети воспринимают на начальном этапе как игру и, таким образом, лучше воспринимают даваемый материал.
В процессе таких игр, как логические игры-загадки, головоломки или игры с дополнительными упражнениями, дети учатся самостоятельно искать логические пути решения проблемы, таким образом, развивая в себе творческие способности.
В любой игре, а тем более, в дидактической, очень важно наличие эмоциональности. Это качество можно заметно наблюдать в таком виде дидактических игр, как игра-драматизация. Чаще всего, это проводится в детских садах и начальных классах. Проводится это таким образом, детям предлагается ситуация или сюжет, которые необходимо обыграть на публике. Это могут быть сюжеты с животными или птицами. Олицетворять неживые предметы детям в таком возрасте ещё тяжело, поэтому начинать нужно с малого.
Игра ни в коем случае не должна быть наказанием для ребёнка. Очень важно воспитать интерес воспитанника или ученика к выбранному виду дидактической игры, чтобы такие качества, как сообразительность и самостоятельность развивались без осложнений.
Вариант №3
Дидактическая игра объединяет в себе сразу два важнейших процесса: учебную деятельность и игру. Целью участников данного вида игры является решение поставленной задачи, ориентированной на выигрыш.
Существуют некоторые важные моменты (правила), которые характерны для дидактической игры:
- определённый порядок действий;
- регламент;
- оценивание результатов игры.
Дидактические игры создают взрослые и они же контролируют первоначально игровой процесс. Лишь тогда, когда дети поймут смысл игры и достаточно хорошо освоятся в новой деятельности, можно давать им играть самостоятельно.
Дидактические игры чаще всего используют в детских садах, школах и в других учебных заведениях. Эти игры развивают внимание, сообразительность и ум ребёнка, словарный запас, наблюдательность и умение выражать свои мысли.
Различают несколько видов дидактических игр:
- игры, которые проводятся с игрушками (для дошкольников и учащихся младших классов);
- настольные игры - могут использоваться в работе с разновозрастными группами;
- игры со словами;
- игры-путешествия.
Участвуя в дидактических играх с игрушками, малыши учатся сравнивать, находить различия и сходство, описывать и давать характеристику. Помимо игрушек можно использовать различные предметы или природный материал. Наличие данных предметов вызывает у детей живой интерес и желание принимать участие в игре.
Выбор настольных игр настолько велик в наше время, что даже самому привередливому ребёнку можно подобрать что-то интересное и увлекательное. Такие игры, как домино, парные карточки, лото помогают развивать логику, память, внимание. Участники игры должны уметь быстро принимать решение и моделировать определённые ситуации.
Словесные игры выполняют очень важную роль для развития речи детей, что является важным моментов в мире информационных технологий, когда ребёнку проще написать другу сообщение, чем просто с ним поговорить. Данный вид дидактической игры расширяет и обогащает словарный запас, делая речь красивой и разнообразной.
Все люди любят путешествия, но не всегда есть возможность поехать в другую страну, чтобы увидеть достопримечательности и природу, посетить музеи и театры. Игры - путешествия помогут познакомить детей с различными странами и развить познавательный интерес ребёнка.
Помимо всего, дидактические игры, участие в которых принимают не только дети, но и взрослые, дают возможность сблизиться двум совершенно разным поколениям и найти им общий язык.
Дидактические игры
Популярные темы сообщений
- Колосс Родосский чудо света
В древнем мире известно семь классических чудес, представлявших собой великие творения мастеров, поражающие наше воображение монументальностью и изяществом. Особенно хочется отметить великолепное архитектурное сооружение античного
- Стегозавр
Стегозавр считается представителем семейства позднеюрских травоядных динозавров, существовавших 155- 145 миллионов лет назад. Данный вид ящеров из подразделения птицетазовых является оригинальным и известным, ведь огромные листовидные пластины
- Кошки
Кошки – это грациозны и очень красивые. Животные имеют острые когти, которые им помогают с легкостью лазить по деревьям, также ловко прыгают. Тело кошек в основном покрыты шерстью, но встречаются виды кошек и без шерсти. У них длинный хвост и ушки.
- Климат России
Россия - самая большая страна в мире, занимающая огромную площадь более 17 миллионов квадратных километров и растянувшаяся почти на 10000 километров с запада на восток и более чем на 4000 с севера на юг. Подобные гигантские размеры,
- Жуки
Жуки — это насекомые, которых относят к типу членистоногих и царству животных. Слово жук посвилось в следствии совмещения двух латинских слов – ножны и крылья. На Руси слово появилось благодаря подражанию звука, во время полета жук.