Доклад Дидактические игры

Дидактика (с древнего греческого «поучающий») напрямую связана с воспитанием и образованием. С тех пор, как человек осознанно стал передавать свои знания подрастающему поколению, возникла потребность в обучении. Но термин «дидактика» появился в XVI веке благодаря немецкому педагогу  Вольфгангу Ратке.

Если говорить о дидактике, то главенствующую роль здесь играют дидактические игры.

Предназначение обучающих игр – развитие психических, умственных, коммуникативных способностей детей. Поэтому дидактические игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка.

Первоначальная функция дидактических игр – это развитие сенсорных эталонов: восприятие цвета, размера, величины, вкуса и т. д.

Начинают применять дидактику с младенческого возраста. Кто из нас не знает такие игры, как пирамидка, матрешка и другие собиралки, вкладыши. Они обучают младенца различать цвета, размеры, формы. Большую роль в этом возрасте играют и словесные дидактические игры. Малыш вслушивается в речь родителей и так формируется пассивный речевой запас.

В дошкольном возрасте применение дидактических игр становится неотъемлемой частью обучения. Ведь ведущая деятельность дошкольников – это игра. Через игру дети познают мир. А дидактические игры позволяют в полной мере изучить его, понять причинно-следственные связи. Все это влияет на умственное развитие детей.

Для развития речи детей применяют словесные дидактические игры. В таких играх дети учатся рассказывать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Словесные игры обогащают словарь детей, развивают монологическую и диалогическую речь. Дети учатся слушать и слышать словесные указания педагога.

Дидактические игры бывают разные по цели, содержанию, методике проведения, материалу.

По содержанию обучающие игры можно разделить на:

- математические, направленные на развитие у детей элементарных математических способностей;

- сенсорные помогают обследовать предметы, различать их признаки;

- речевые способствуют развитию речи;

- музыкальные помогают развить в ребенке музыкальные наклонности;

- экологические игры нацелены на обогащение естественно научных знаний детей, привития любви к природе;

- художественно-эстетические игры направлены на развитие у детей знаний, умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

Дидактические игры можно классифицировать по числу участников:

- индивидуальные;

- подгрупповые (от 2 до 5 детей);

- групповые.

Также дидактические игры различают по специфике игровых действий:

- игра-путешествие для придания необычности, таинственности, загадочности;

- игры-загадки; содержание загадки появляется из окружающего мира и задача ребенка научиться видеть в окружающем отгадку, мыслить логически, уметь доказывать;

- игры-поручения учат детей вслушиваться в словесные указания и выполнять их;

- подвижные обучающие игры нацелены на развитие физических качеств ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.

Доклад №2

На сегодняшний день существуют разнообразные методы и средства воспитания и обучения детей. Одним из них являются – дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой разноплановое явление в педагогике, выраженное приобщением детей, в основном, дошкольного и младшего школьного возраста, к восприятию сенсорных умений и навыков, к умению развивать логическое мышление, моторику и другие познавательные процессы.

Дидактические игры используются педагогами и воспитателями для лучшего освоения детьми таких предметов, как математика, окружающий мир, а также, при обучении родному языку.

Существуют множество дидактических игр, но, зачастую, используются развивающие игры, которые дети воспринимают на начальном этапе как игру и, таким образом, лучше воспринимают даваемый материал.

В процессе таких игр, как логические игры-загадки, головоломки или игры с дополнительными упражнениями, дети учатся самостоятельно искать логические пути решения проблемы, таким образом, развивая в себе творческие способности.

В любой игре, а тем более, в дидактической, очень важно наличие эмоциональности. Это качество можно заметно наблюдать в таком виде дидактических игр, как игра-драматизация. Чаще всего, это проводится в детских садах и начальных классах. Проводится это таким образом, детям предлагается ситуация или сюжет, которые необходимо обыграть на публике. Это могут быть сюжеты с животными или птицами. Олицетворять неживые предметы детям в таком возрасте ещё тяжело, поэтому начинать нужно с малого.

Игра ни в коем случае не должна быть наказанием для ребёнка. Очень важно воспитать интерес воспитанника или ученика к выбранному виду дидактической игры, чтобы такие качества, как сообразительность и самостоятельность развивались без осложнений.

Вариант №3

Дидактическая игра объединяет в себе сразу два важнейших процесса: учебную деятельность и игру. Целью участников данного вида игры является решение поставленной задачи, ориентированной на выигрыш.

Существуют некоторые важные моменты (правила), которые характерны для дидактической игры:

  • определённый порядок действий;
  • регламент;
  • оценивание результатов игры.

Дидактические игры создают взрослые и они же контролируют первоначально игровой процесс. Лишь тогда, когда дети поймут смысл игры и достаточно хорошо освоятся в новой деятельности, можно давать им играть самостоятельно.

Дидактические игры чаще всего используют в детских садах, школах и в других учебных заведениях. Эти игры развивают внимание, сообразительность и ум ребёнка, словарный запас, наблюдательность и умение выражать свои мысли.

Различают несколько видов дидактических игр:

  • игры, которые проводятся с игрушками (для дошкольников и учащихся младших классов);
  • настольные игры - могут использоваться в работе с разновозрастными группами;
  • игры со словами;
  • игры-путешествия.

Участвуя в дидактических играх с игрушками, малыши учатся сравнивать, находить различия и сходство, описывать и давать характеристику. Помимо игрушек можно использовать различные предметы или природный материал. Наличие данных предметов вызывает у детей живой интерес и желание принимать участие в игре.

Выбор настольных игр настолько велик в наше время, что даже самому привередливому ребёнку можно подобрать что-то интересное и увлекательное. Такие игры, как домино, парные карточки, лото помогают развивать логику, память, внимание. Участники игры должны уметь быстро принимать решение и моделировать определённые ситуации.

Словесные игры выполняют очень важную роль для развития речи детей, что является важным моментов в мире информационных технологий, когда ребёнку проще написать другу сообщение, чем просто с ним поговорить. Данный вид дидактической игры расширяет и обогащает словарный запас, делая речь красивой и разнообразной.

Все люди любят путешествия, но не всегда есть возможность поехать в другую страну, чтобы увидеть достопримечательности и природу, посетить музеи и театры. Игры - путешествия помогут познакомить детей с различными странами и развить познавательный интерес ребёнка.

Помимо всего, дидактические игры, участие в которых принимают не только дети, но и взрослые, дают возможность сблизиться двум совершенно разным поколениям и найти им общий язык.

Дидактические игры

Дидактические игры

Популярные темы сообщений

  • Правила поведения за столом

    Каждому необходимо знать правила этикета за столом. В настоящее время человек часто принимают пищу не только дома с родственниками, но и в общественных местах: кафе, ресторанах, столовых.

  • Вред алкоголя на организм человека

    Сегодня любой специалист из сферы здравоохранения может рассказать какой отрицательный эффект на организм способно нанести употребление алкоголя. Данная проблема очень актуальна, ведь этой пагубной привычке подвержены не только взрослые,

  • Хвойные растения

    Хвойные – вечнозеленые растения. Их семена расположены в шишках, поэтому они относятся к сосудистым растениям. Современными представителями являются древесные растения (кедр, ель, сосна), но встречаются и кустарники (можжевельник).

  • Несъедобные грибы

    Все грибы можно поделить на съедобные, условно съедобные, несъедобные и ядовитые. Несъедобными называют те грибы, которые по тем или иным причинам не годятся в пищу. Например, имеют неприятный вкус или запах, требуют длительной обработки,

  • Роза

    Мир растений на нашей планете разнообразен, богат формами, цветовой характеристикой, размерами представителей флоры. Особое место в нем занимают цветы, среди которых утонченным роскошным созданием является роза.