Доклад Дидактические игры

Дидактика (с древнего греческого «поучающий») напрямую связана с воспитанием и образованием. С тех пор, как человек осознанно стал передавать свои знания подрастающему поколению, возникла потребность в обучении. Но термин «дидактика» появился в XVI веке благодаря немецкому педагогу  Вольфгангу Ратке.

Если говорить о дидактике, то главенствующую роль здесь играют дидактические игры.

Предназначение обучающих игр – развитие психических, умственных, коммуникативных способностей детей. Поэтому дидактические игры имеют огромное значение для всестороннего развития ребенка.

Первоначальная функция дидактических игр – это развитие сенсорных эталонов: восприятие цвета, размера, величины, вкуса и т. д.

Начинают применять дидактику с младенческого возраста. Кто из нас не знает такие игры, как пирамидка, матрешка и другие собиралки, вкладыши. Они обучают младенца различать цвета, размеры, формы. Большую роль в этом возрасте играют и словесные дидактические игры. Малыш вслушивается в речь родителей и так формируется пассивный речевой запас.

В дошкольном возрасте применение дидактических игр становится неотъемлемой частью обучения. Ведь ведущая деятельность дошкольников – это игра. Через игру дети познают мир. А дидактические игры позволяют в полной мере изучить его, понять причинно-следственные связи. Все это влияет на умственное развитие детей.

Для развития речи детей применяют словесные дидактические игры. В таких играх дети учатся рассказывать, пересказывать, задавать вопросы и отвечать на них. Словесные игры обогащают словарь детей, развивают монологическую и диалогическую речь. Дети учатся слушать и слышать словесные указания педагога.

Дидактические игры бывают разные по цели, содержанию, методике проведения, материалу.

По содержанию обучающие игры можно разделить на:

- математические, направленные на развитие у детей элементарных математических способностей;

- сенсорные помогают обследовать предметы, различать их признаки;

- речевые способствуют развитию речи;

- музыкальные помогают развить в ребенке музыкальные наклонности;

- экологические игры нацелены на обогащение естественно научных знаний детей, привития любви к природе;

- художественно-эстетические игры направлены на развитие у детей знаний, умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

Дидактические игры можно классифицировать по числу участников:

- индивидуальные;

- подгрупповые (от 2 до 5 детей);

- групповые.

Также дидактические игры различают по специфике игровых действий:

- игра-путешествие для придания необычности, таинственности, загадочности;

- игры-загадки; содержание загадки появляется из окружающего мира и задача ребенка научиться видеть в окружающем отгадку, мыслить логически, уметь доказывать;

- игры-поручения учат детей вслушиваться в словесные указания и выполнять их;

- подвижные обучающие игры нацелены на развитие физических качеств ребенка.

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.

Доклад №2

На сегодняшний день существуют разнообразные методы и средства воспитания и обучения детей. Одним из них являются – дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой разноплановое явление в педагогике, выраженное приобщением детей, в основном, дошкольного и младшего школьного возраста, к восприятию сенсорных умений и навыков, к умению развивать логическое мышление, моторику и другие познавательные процессы.

Дидактические игры используются педагогами и воспитателями для лучшего освоения детьми таких предметов, как математика, окружающий мир, а также, при обучении родному языку.

Существуют множество дидактических игр, но, зачастую, используются развивающие игры, которые дети воспринимают на начальном этапе как игру и, таким образом, лучше воспринимают даваемый материал.

В процессе таких игр, как логические игры-загадки, головоломки или игры с дополнительными упражнениями, дети учатся самостоятельно искать логические пути решения проблемы, таким образом, развивая в себе творческие способности.

В любой игре, а тем более, в дидактической, очень важно наличие эмоциональности. Это качество можно заметно наблюдать в таком виде дидактических игр, как игра-драматизация. Чаще всего, это проводится в детских садах и начальных классах. Проводится это таким образом, детям предлагается ситуация или сюжет, которые необходимо обыграть на публике. Это могут быть сюжеты с животными или птицами. Олицетворять неживые предметы детям в таком возрасте ещё тяжело, поэтому начинать нужно с малого.

Игра ни в коем случае не должна быть наказанием для ребёнка. Очень важно воспитать интерес воспитанника или ученика к выбранному виду дидактической игры, чтобы такие качества, как сообразительность и самостоятельность развивались без осложнений.

Вариант №3

Дидактическая игра объединяет в себе сразу два важнейших процесса: учебную деятельность и игру. Целью участников данного вида игры является решение поставленной задачи, ориентированной на выигрыш.

Существуют некоторые важные моменты (правила), которые характерны для дидактической игры:

  • определённый порядок действий;
  • регламент;
  • оценивание результатов игры.

Дидактические игры создают взрослые и они же контролируют первоначально игровой процесс. Лишь тогда, когда дети поймут смысл игры и достаточно хорошо освоятся в новой деятельности, можно давать им играть самостоятельно.

Дидактические игры чаще всего используют в детских садах, школах и в других учебных заведениях. Эти игры развивают внимание, сообразительность и ум ребёнка, словарный запас, наблюдательность и умение выражать свои мысли.

Различают несколько видов дидактических игр:

  • игры, которые проводятся с игрушками (для дошкольников и учащихся младших классов);
  • настольные игры - могут использоваться в работе с разновозрастными группами;
  • игры со словами;
  • игры-путешествия.

Участвуя в дидактических играх с игрушками, малыши учатся сравнивать, находить различия и сходство, описывать и давать характеристику. Помимо игрушек можно использовать различные предметы или природный материал. Наличие данных предметов вызывает у детей живой интерес и желание принимать участие в игре.

Выбор настольных игр настолько велик в наше время, что даже самому привередливому ребёнку можно подобрать что-то интересное и увлекательное. Такие игры, как домино, парные карточки, лото помогают развивать логику, память, внимание. Участники игры должны уметь быстро принимать решение и моделировать определённые ситуации.

Словесные игры выполняют очень важную роль для развития речи детей, что является важным моментов в мире информационных технологий, когда ребёнку проще написать другу сообщение, чем просто с ним поговорить. Данный вид дидактической игры расширяет и обогащает словарный запас, делая речь красивой и разнообразной.

Все люди любят путешествия, но не всегда есть возможность поехать в другую страну, чтобы увидеть достопримечательности и природу, посетить музеи и театры. Игры - путешествия помогут познакомить детей с различными странами и развить познавательный интерес ребёнка.

Помимо всего, дидактические игры, участие в которых принимают не только дети, но и взрослые, дают возможность сблизиться двум совершенно разным поколениям и найти им общий язык.

Дидактические игры

Дидактические игры

Популярные доклады

  • Доклад на тему Мускари

    Мускари – это многолетнее цветущее растение, которое относится к семейству Спаржевых. Имеет другое название Мышиный гиацинт или Гадючий лук. Цветок известен с 1575 года. А в Европу впервые попал в 17 веке.

  • Доклад Планета Земля как часть Солнечной системы 5 класс сообщение

    Планета Земля находится в Солнечной системе и стоит на ряду с остальными планетами на третьем месте от Солнца. У планеты есть один спутник – Луна. Положение планеты и спутника зависят от многих факторов, проходящих на Земле.

  • Доклад на тему Библия 4, 5, 8 класс сообщение

    В мире множество различных религий. Самые распространенные из них: христианство, мусульманство, буддизм, конфуцианство. Библия – главная книга всех христиан. Она удивительна и невероятна по определению.