Доклад Антимонопольное законодательство РФ сообщение

Монополизм – это ситуация, когда на рынке преобладают один или несколько производителей товаров либо услуг, причем эти производители объединяются с целью завоевать потребителей, подавить конкурентов и контролировать цены. Таким образом, монополизм препятствует свободной конкуренции производителей и продавцов нужной покупателям продукции. Поэтому необходимо с помощью законодательства сдерживать распространение монополизма.   

Цель антимонопольного законодательства – поддержание конкуренции в производстве и продаже товаров, в том числе контролируя цены.

В РФ антимонопольное законодательство появилось в начале 90-х г.г. XX века после принятия закона о конкуренции и ограничении монополий.

В основе антимонопольного законодательства РФ лежит Конституция и Гражданский кодекс (ГК). Так, статья 8 Конституции закрепляет свободу конкуренции, а пункт 2 статьи 34 содержит запрет недобросовестной конкуренции. А в ГК РФ статья 10 запрещает использовать гражданские права с целью ограничения конкуренции.

Основным является закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. (135-ФЗ). Соответствующие нормы содержатся также в Законах РФ «О недрах», «О связи» и других законодательных актах.

Конкурентные отношения также могут регулироваться постановлениями Правительства.

Закон 135-ФЗ частично регулирует деятельность так называемых естественных монополий, которые возникают при отсутствии множества аналогичных товаров или услуг, либо запросы потребителей лучше удовлетворяются, когда конкуренции нет. Например, естественной монополией является электроэнергетика. В этом случае государство регулирует их деятельность двумя способами: устанавливает цены посредством тарифов или определяет категории потребителей, которым не имеют права отказать в обслуживании. За нарушение этих законов введена административная ответственность.

Пример.

Организация, поставляющая газовый конденсат, была оштрафована на 650 000 руб. за необоснованное завышение цены на свой товар. Дело рассматривалось в Верховном суде, который подтвердил справедливость требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Есть также примеры, когда суд поддержал организацию-монополиста.

Жалобы по нарушениям антимонопольного законодательства рассматриваются комиссией ФАС. В течение трех месяцев решения комиссии можно обжаловать в арбитражный суд. ФАС ежегодно представляет в правительство доклад о состоянии конкуренции в РФ и размещает его в сети Интернет.

Вариант №2

Понятие антимонопольного законодательства основано на кодексе гражданском и конституции РФ, где существует запрет на конкуренцию гражданских прав. Закладкой фундамента является закон о защите конкуренции. Что значат эти понятия? Такие права по закону гласят, что нормативный акт направлен на предпринимательскую деятельность налагается ограничение свободы или других механических действий. Ограничения задевают вопросы о ценах на рынке.

Действия антимонопольного законодательства на территории России. Законодатель накладывает ограничение свободы на предпринимательскую деятельность, которая занимает доминирующую позицию. Таким образом на доминанта устанавливается совокупная доля и занимает на рынке много крупных компаний. В таких случаях объекту запрещается:

1. Завышать или занижать цену на товар

2. Изымать товар из обращения в результате занижения или завышения цен

3. Навязывать поставщикам и закупщикам невыгодные договора

4. Сокращать или прерывать товарооборот товара, на которой имеется спрос

5. Отказывать или уклонятся от заказчика, покупателя не составив договора

6. Создавать дискриминационные условия

7. Создавать препятствия товарному рынку на выход и заход товара другим объектам

8. Нарушать нормативный акт

В случае нарушения одного из пунктов назначается контроль за организацией, продажей, покупками федеральной службы, где накладывается запрет на ценообразование объекта. Коротко эта служба называется ФАС. Ее функция заключается в контроле и надзоре по следующим категориям

1. Осуществить контроль за пользованием недр, участками земли, воды, других природных ресурсов

2. Навести порядковые действия в рекламе, закупке товара, реализации и в муниципальных нуждах

3. Обязательные контрольные действия по иностранным сделкам, где уточнить оборону страны и обеспечить ее безопасность

Кроме федеральной антимонопольной службы существует консультативные органы, которые действуют также как эксперты. Сюда входят эксперты по рекламе, недобросовестной конкуренции, по энергетике, вопросы связи, органы власти. Вынесенные решения экспертного совета носят рекомендательную характеристику.

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство РФ

Популярные доклады