Доклад Творчество Софокла

Древнегреческий драматург Софокл появился на свет в 496 году до н. э. в Колоне − предместье Афин. Его семья была состоятельной, и мальчик имел возможность получить хорошее образование. Он много и охотно занимался музыкой. Позже это повлияло на его театральные реформы. Софокл активно использовал музыку, сольное пение при постановке своих трагедий.

Софокл не ограничивал свою жизнь искусством. Он активно участвовал в политической жизни, входил в ближний круг реформатора Перикла, занимал военные должности и государственные посты.

В 468 году до н. э. Софокл впервые выступает как драматург. Всего его перу принадлежит более ста трагедий.

Творчество

Софокл входит в тройку античных драматургов, известных как «отцы трагедии». Из приписываемых ему произведений до нашего времени дошло несколько: «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне». По ним можно судить о новаторстве драматурга.

  1. Божественное вмешательство, бывшее до него основным рычагом действия, автор свёл до минимума. Его конфликт – противодействие героев, противостояние их жизненных позиций, характеров.
  2. Софокл ввёл в действие третьего актёра, оживив конфликт.
  3. Драматург сместил акцент на духовное состояние героя, его реакцию на внешние обстоятельства. Он сделал театральное действо предельно психологичным. Пружиной всего происходящего стала проблема морального выбора, поиска своего пути.
  4. Основной драматический приём Софокла: акцентировать, выделить ведущую черту характера персонажа. Её развитие и приводит к конфликту.

Так противостояние Креонта, правителя Фив, и Антигоны, верной семейному долгу, проистекает из того, как по-разному они понимают справедливость. Ни один из них не готов поступиться своими принципами. В итоге Креонт теряет свою семью, Антигона – жизнь.

  1. Из-за увеличения доли диалогов, отрытых столкновений противоборствующих сторон, изменилась роль хора, ранее составляющего основу действия. Теперь хор занял второстепенную позицию комментатора.

Переустройство сцены

Софокл преобразовал сценическое пространство, расширил его возможности. За орхестрой был устроен помост. С него произносили свои монологи актёры. Сзади возвышался задник, оформленный как фасад дворца. Он скрывал помещения, где артисты могли переодеться, сменить маски, и использовался в качестве элемента представления, был предшественником декорации. На крыше или ступенях здания разыгрывались отдельные мизансцены. В широком проёме задника зритель мог видеть дополняющие зрелище немые картины. Например, Клитемнестру, испачканную кровью, над телами своих жертв. Подобные сцены разыгрывались и на выдвижной платформе, её выкатывали через проём. Был ещё механизм, подобный подъёмному крану. Благодаря ему, актёр, изображавший бога, мог возноситься и парить над сценой.

Последние годы

Реформатор античной трагедии прожил очень долгую плодотворную жизнь. За два года до смерти драматурга его сын обратился к афинскому суду с просьбой признать отца безумным. Мол, старость отняла его разум. Софокл прочёл перед судьями только что законченную трагедию. Весь состав суда аплодировал драматургу стоя. Заседание едва не закончилось объявлением неблагодарного сына безумцем.

Софокл скончался в 406 году до н. э. в возрасте 90 лет. Его похоронили с почестями и долгие годы почитали как героя.

Творчество Софокла

Творчество Софокла

Популярные темы сообщений

  • Творчество Ивана Шмелёва

    Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) – известный отечественный писатель. Лейтмотив его творчества – любовь к русскому человеку и ностальгия по жизни на Родине до революции. Сложная и насыщенная жизнь

  • Сила трения

    В природе существует множество явлений, связанных с физикой. Это может быть гром и молнии, электрический ток, сила магнитов, трение и так далее. Последнее мы рассмотрим в сегодняшнем докладе.

  • Творчество Леонида Леонова

    Леонид Максимович Леонов был рождён в городе Москве весной 1899 года. Он был прекрасным писателем и очень талантливым драматургом. На протяжении шестидесяти лет являлся