Салтыков-Щедрин

После возвращения из ссылки во Вятке творчество Салтыкова-Щедрина вышло на новый уровень. В 1856-1857 годах он создал "Губернские очерки", которые печатали в журнале "Русский вестник". В его произведениях ирония над коррупцией и несправедливостью российской глубинки чередовалась с печальными рассуждениями, поэтому тогда его сравнивали с Гоголем.

Михаил Евграфович с конца 1850-х годов активно печатался в разных журналах, таких как "Русский вестник", "Атеней", "Библиотека для чтения", "Московский вестник", "Московские ведомости" и "Время", хотя больше всего его текстов выходило в "Современнике".

С конца 1860-х Салтыков-Щедрин сотрудничал с журналом "Отечественные записки", где главным редактором с 1868 года был Некрасов. С этого момента и до конца существования журнала писатель печатал там всё, что пишет. Ещё он много занимался редактурами и помогал молодым авторам. Когда Некрасов умер в 1878 году, он стал главным редактором журнала. В "Отечественных записках" вышли "История одного города", "Помпадуры и помпадурши", "Господа Головлёвы" и ещё много чего другого, написанного Салтыковым-Щедриным.

В 1880-х Салтыков-Щедрин стал писать много фантастики и сказок. В это время он создал известные сатирические сказки вроде "Премудрого пескаря" и "Карася-идеалиста". Эти и другие сказки, в том числе "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик", собраны в цикл "Сказки для детей изрядного возраста".

Салтыкова-Щедрина обычно анализируют из-за его сатиры. Он остро высмеивал недостатки общества, причем не только тогдашние, но и исторические. Например, в «Истории одного города» видно, что он не романтизировал прошлое России. Там он в сатирической форме написал хронику, передразнивая стиль летописей и официальных документов. Из-за этого описание жизни Глупова доходит до полного абсурда и становится невероятным. Политическая сатира была только оболочкой, под ней автор рассуждал о более серьёзных проблемах общества, задумывался об истории России и особенностях русского менталитета.