Письмо Хлестакова Тряпичкину в комедии Ревизор
Текст
Действие 5 - Явление VIII
"Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, – думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали на шерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу.
Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин. <...> Почтмейстер точь‑в‑точь департаментский сторож Михеев; должно быть, также, подлец, пьет горькую. <...> Надзиратель за богоугодным заведением Земляника – совершенная свинья в ермолке. <...> Смотритель училищ протухнул насквозь луком. <...> Судья Ляпкин‑Тяпкин в сильнейшей степени моветон. <...> А впрочем, народ гостеприимный и добродушный. Прощай, душа Тряпичкин. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться. Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку.
Его благородию, милостивому государю, Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт‑Петербурге, в Почтамтскую улицу, в доме под номером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо."
Анализ
Письмо написано в характерном для Хлестакова шуточном, остроумном и несколько бессвязном стиле, что подчеркивает его драматический типаж: хитрый, ленивый и любознательный мелкий чиновник.
Содержание письма раскрывает, как Хлестаков излагает свое положение в городе N как ревизора и описывает своих новых знакомых, давая им нелицеприятные характеристики за глаза. Это показывает его двуличие и манипулятивность, а также демонстрирует внутренний конфликт между его текущим положением и желанием быть настоящим ревизором.
Язык письма полон игривости и сарказма. Хлестаков использует разговорную лексику, включая жаргонные выражения ("оригиналы страшные"), что делает его персонажа более реалистичным. В конце письма он говорит о своем намерении заниматься литературой, что указывает на более глубокие амбиции персонажа.
Через это письмо Гоголь высмеивает бюрократическую систему и портреты чиновников того времени. Критика направлена как на самих служащих, так и на их стилистику общения (демонстрация чина и статуса). Это подчеркивает сатирический характер комедии и отражает глубокую критику социальной системы своего времени.
Эта сцена играет ключевую роль в развитии действия: вскрытие письма приводит к раскрытию личности Хлестакова и последующему разоблачению обмана. Письмо также демонстрирует архетип Хлестакова как типичного представителя своего времени — мошенника, который использует систему в своих интересах.
Наконец, письмо наполнено иронией: Хлестаков изображает себя ревизором, но при этом говорит о желании заниматься литературой — профессией, которую он ранее считал неприбыльной. Это подчеркивает внутреннюю несогласованность и двуличие персонажа.
В заключение можно сказать, что эта сцена демонстрирует мастерство Гоголя в создании характеров и ситуаций, которые отражают глубокую критику социальной системы своего времени. Через письмо Хлестакова автор показывает не только индивидуальные черты персонажа, но и общие тенденции поведения в бюрократической системе того времени.
Популярные темы
- Ландыш майский
Ландыш не только красивый и прекрасно пахнущий цветок, это еще и первое майское растение, которое радует всех после затяжного зимнего холода. Его цветки достаточно нежные и по своей форме напоминают маленькие колокольчики, висящие на стебле.
- Характеристика Манилова в поэме Мёртвые души
Манилов — один из помещиков, с которым Чичиков познакомился во время своих визитов в NN. Он является типичным представителем провинциальной аристократии, живущим в уединении и мечтающий
- Архитектура Древнего Египта
Культура и архитектура Древнего Египта до сих пор являются неким историческим феноменом, легенды о котором передаются из поколения в поколение. Без сомнения, присутствует достаточно большое количество четких исторических фактов,
- История
- Пословицы и поговорки
Присутствие в нашей жизни - письменной и устной речи - пословиц и поговорок стало неотъемлемой частью. Они говорят о богатом духовном наследии, которым мы с гордостью владеем в настоящее время. Эти устойчивые выражения,