Монолог Осипа из комедии Ревизор (текст)
Осип лежит на барской постели в гостинице города N.
"...Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин – купцы тебе кричат: «Почтенный!»; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел – ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу! (Усмехается и трясет головою.) Галантерейное, черт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой тебе говорит «вы». Наскучило идти – берешь извозчика и сидишь себе как барин, а не хочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка… Ей‑богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. А отчего? – оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.) Ах, боже ты мой, хоть бы какие‑нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. Стучится; верно, это он идет. (Поспешно схватывается с постели.)..."
Анализ
Сцена разворачивается в гостинице города N и описывает внутренний монолог Осипа, камердинера главного героя Хлестакова.
Центральное место в сцене занимает чувство голода у Осипа. Это является метафорой для его общего состояния - бедности и неустроенности жизни, что характеризует всю систему чиновничьей службы того времени.
Осип сетует на то, что деньги, выданные ему от Хлестакова на дорогу из Петербурга, были "профинтированы", т.е. растраты. Это говорит о беспечности и легкомыслии чиновников, которые не могут распоряжаться средствами рационально.
Осип мечтает вернуться домой на деревню, где "хоть нет публичности, да и заботности меньше". Это отражение тоски по простоте и спокойствию жизни за счет отказа от излишеств городской жизни.
Он фантазирует о том, как было бы хорошо жить в Петербурге с достаточными деньгами. Так автор демонстрирует несоответствие между социальным статусом и реальной жизнью чиновников, которые часто живут бедно.
Осип критикует Хлестакова за бесполезные растраты и отсутствие служебного рвения. Это свидетельствует о том, что даже среди "чиновников" есть те, кто осознают абсурдность системы.
Сцена завершается появлением трактирщика, который требует оплаты за предыдущие услуги. Это усиливает остроту ситуации и подчеркивает бедственное материальное положение Осипа.
Образ Осипа в данной сцене отражает социальную драму, происходящую в чиновничьем мире того времени: несоответствие между социальным статусом и реальной жизнью людей, их бедность и неразумное отношение к деньгам.
В целом, эта сцена демонстрирует глубокий анализ Гоголя российского чиновничьего мира XIX века, его проблем и парадоксов. Она является частью общей картины, которую автор постарался передать в своем произведении "Ревизор".