Тема греха и покаяния в пьесе Гроза Островского сочинение

В пьесе Александра Николаевича Островского "Гроза" тема греха и покаяния занимает центральное место. Главная героиня, Катерина, оказывается перед сложным выбором между моральными принципами и своими чувствами. Ее история является ярким воплощением борьбы человека с собственными страстями и последствий этой борьбы.

Катерина, молодая женщина, вышла замуж по воле своей свекрови Кабанихи. Ее муж Тихон — человек слабовольный и подчиненный матери, что делает жизнь Катерины невыносимой. Она чувствует себя заключенной в тюрьме, где ей не дают права на собственные желания и мечты. В таких условиях она находит утешение в любви к Борису, племяннику Дикого.

Любовь Катерины к Борису становится для нее источником, как радости, так и мучительных страданий. Она осознает, что ее чувства противоречат моральным нормам и религиозным заповедям. Катерина понимает, что грех — это не только преступление против Бога, но и против собственной души. Она боится последствий своего выбора, предвидя возможное наказание, как от людей, так и от Высших сил.

Важную роль в пьесе играет гроза — метафорическое воплощение неизбежного возмездия за совершенные грехи. Катерина видит в грозе знак своей гибели, предчувствуя, что ее поступки приведут к трагическим последствиям. Ее страх перед грозой символизирует внутреннюю борьбу между совестью и желанием счастья.

Тем не менее, Катерина находит в себе силы признаться в своей вине. Она осознает, что единственный способ избавиться от мучительных переживаний — это покаяние и прощение. В финальной сцене пьесы она бросается в реку, тем самым совершая самоубийство как акт крайнего отчаяния и раскаяния.

Поведение других персонажей также подчеркивает тему греха и покаяния. Кабаниха представляет собой воплощение жестокости и тирании, она не прощает ошибки и наказывает за них безжалостно. Ее сын Тихон, хотя и осознает свои слабости, не может противостоять матери и живет в постоянном страхе перед ее гневом.

Борис, объект любви Катерины, также сталкивается с моральной дилеммой. Он любит Катерину, но понимает, что их отношения причиняют боль и разрушают жизнь обоих. Его отъезд в Сибирь символизирует необходимость расставания с прошлым ради душевного спокойствия.

В целом, пьеса "Гроза" показывает, как грех и покаяние могут влиять на жизнь человека. Катерина становится трагическим героем, который не смог найти баланс между своими желаниями и общественными нормами. Ее история служит предупреждением о том, что безудержные страсти могут привести к разрушению души и трагическим последствиям.

Таким образом, тема греха и покаяния в пьесе "Гроза" раскрывается через сложные переживания главной героини Катерины, которая сталкивается с моральными дилеммами и последствиями своих выборов. Ее история служит напоминанием о том, что каждая ошибка имеет свою цену, а истинное покаяние — это путь к душевному освобождению.

Вариант 2

В пьесе «Гроза» Алекандра Островского поднимается ряд важных вопросов о человеческой природе в русском обществе XIX века и ее слабостях: гордыня, обида на ближнего своего за ошибки прошлого; страх перед людьми из-за их непостижимости или мнимого превосходства над ними.

В «Грозе» автор показывает, как безжалостный родитель может превратить жизнь близких ему людей в ад и загубить судьбу своих детей своим деспотизмом: Дикой — дядя Бориса и Катерины — является ярким примером этого явления с его деспотичным характером. Он требует от племянников почтения к себе, не взирая на их бедственное положение после смерти родителей в молодости; он придирается ко всему что делает Борис или говорит Катерина: «Ах ты, неблагодарный!» (1-й акт) — с такой фразой Дикой ругает своего любимого племянника Бориса.

Деспотизм и несправедливость Дикого по отношению к близким людям приводят в итоге Катерину на край пропасти; она не выдерживает давления со стороны семьи Кабановых, где ее пытаются держать под контролем свекор (Тихон) с матерью-злодейкой. Катерина видит только один выход: побег от этого ада — прыжок из окна или утопление в Волге...

Еще до начала действия пьесы мы узнаем о том что Тихона Кабанова и Варвару Кудряш отправляют на вырост к Дикой (отец) с матерью, а затем возвращают обратно после смерти родителей. Их мать Кабаниха пытается держать под контролем своих детей: она наставляет их как поступить в разных ситуациях жизни — молиться Богу или почитать старших; однако в итоге Тихон становится алкоголиком и его жизнь складывается не лучшим образом из-за несправедливой матери...

Таким же образом Катерина приходит к мысли о том что ей нужно покаяться за свои грехи перед Богом: она чувствует себя виноватой по отношению ко всем близким людям, которые были добры с ней в прошлом — Тихону и Варваре; однако их мать Кабаниха была всегда против Катерины.

Катерина находит утешение только у Бориса наедине со своими мыслями о том что он не так плох как она думала раньше... Она просит прощения за все свои грехи перед Богом, а затем совершает самоубийство — бросается в Волгу с высокого берега; Борис же видит ее последний крик и плачет из-за того что его любимая девушка умерла.

Тема греха и покаяния в пьесе Гроза

Тема греха и покаяния в пьесе Гроза

Популярные темы

  • Искусственные спутники

    Вокруг нашей планеты всегда вращаются какие-то небесные тела и спутники. Их перемещения и присутствие на небе, можно хорошо просмотреть в вечернее время, а так же рано утром. Яркие спутники, словно рассекают ночной небосклон, перелетая с одной

  • Арктика

    Арктикой называют северную часть планеты, находящуюся за полярным кругом. Арктическая граница проходит примерно на 66°33/ с.ш. Но встречают и места, заходящие в южные районы. Температура здесь опускается ниже 60 градусов, часто бывают метели и бураны.

  • Многообразие кишечнополостных

    Океаны и моря полны неожиданностей. Его самыми удивительными представителями считаются многоклеточные, кишечнополостные организмы. Они отличаются своим двухслойным строением и симметрией тела. У этих организмов полностью

  • Октябрьской революции 1917 года причины

    В советской историографии это событие называли Великой Октябрьской Революцией. Но по факту, то что, случилось в октябре 1917 года, было переворотом. Власть Керенского была смещена без сопротивления. К власти пришли большевики.

  • Музыкальная культура барокко

    Практически никто из людей не повещённых в музыку не знают, что великий Бах и Гендель творили в эпоху, которую называли «причудливой». В это время возник термин «барокко», а эпоха кроме как «причудливая» еще называлась «жемчужина