Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Пьеса Александра Николаевича Островского "Гроза" является одним из ключевых произведений русской драматургии XIX века. Финал пьесы, в котором главная героиня Катерина кончает заканчивает жизн, бросившись в Волгу, представляет собой кульминацию всех её страданий и противоречивых чувств.

Волга играет важную символическую роль в пьесе. Она олицетворяет свободу, к которой так стремится Катерина, и одновременно смерть, как единственный выход из её невыносимого положения. Волга становится символом вечности и покоя для души героини, уставшей от тирании свекрови и безысходности своей жизни.

Кулигин, один из второстепенных персонажей пьесы, предсказывает трагическую судьбу Катерины ещё в начале произведения. Он говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!" Эти слова подчёркивают безнадёжность положения Катерины и её стремление к свободе от земных мук.

Кабаниха, свекровь Катерины, является воплощением жестокости и деспотизма. Она представляет собой не только личную трагедию героини, но и более широкую проблему тирании в обществе. Её образ подчёркивает безысходность положения Катерины, которая не может найти спасения ни в любви к мужу, ни в запретной страсти к Борису.

Самоубийство Катерины является последним актом отчаяния и свободы одновременно. Она не видит другого способа освободиться от тирании свекрови и бессмысленности своего существования. В её смерти проявляется трагическая красота, когда она говорит: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Эти слова подчёркивают глубину её чувств и отчаяния.

Тихон, муж Катерины, также является жертвой тирании матери. Его слезы над телом жены подчёркивают его беспомощность и раскаяние в том, что он не смог защитить её от жестокости свекрови. Он восклицает: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" Эти слова подчёркивают его осознание собственной беспомощности и вины в трагедии жены.

Реакция окружающих на смерть Катерины также важна для понимания общей атмосферы пьесы. Люди, пришедшие с фонарями, подчёркивают коллективную трагедию и отчаяние, которые охватывают всех героев. Их слова: "Вот вам ваша Катерина" и "Только на виске маленькая ранка, и одна только... капелька крови", подчёркивают жестокость и безразличие общества к человеческой боли.

Финальная сцена пьесы "Гроза" представляет собой трагическую кульминацию всех страданий и противоречивых чувств Катерины. Её самоубийство является символом освобождения от земных мук и тирании, а также подчёркивает безнадёжность положения героини в обществе, где нет места для свободы и любви. Кулигин, свекровь, Тихон и окружающие становятся частью этой трагедии, каждый по-своему проживая её последствия. В финале пьесы зритель видит не только личную трагедию Катерины, но и более широкую социальную драму, где тирания и безразличие ведут к разрушению человеческих судеб.

Сочинение 2

В заключительной сцене пьесы "Гроза" автор Островский подводит итоги истории Катерины — трагической героини произведения и жертвы патриархального уклада жизни в русском обществе XIX века.

Сцена разворачивается на берегу Волги после гибели главной героини, где Кулигин беседует с Кабанихой о ее роли в судьбе Катерины. Автор показывает нам, как свекровь-тиранка продолжает самоуверенно отстаивать свою позицию и не видит своей ответственности за гибель невестки: "Ну а я что? Я должна была на коленях ходить перед ней?"  Эта фраза Кабанихи демонстрирует ее твердую убежденность в собственной правоте, несмотря на трагический исход.

Кулигин обвиняет свекровь Катерины в том, что она "взялась наставлять сына против жены". Он пытается раскрыть глаза старухе и объяснить ей пагубные последствия такого поведения для всех участников конфликта: Катерина погибла из-за нестерпимого давления со стороны Кабанихи. Автор подчеркивает несправедливость ситуации - свекровь, чья надменность привела к трагедии, остается в живых после смерти невинной жертвы своих претензий и упреков.

Вместе с тем Кулигин выражает сострадание Тихону: "Как жалко его! Я на твоем месте был бы". Он пытается утешить опечаленного сына Кабанихи, который не только потерял жену, но и сам стал жертвой жестокой системы взаимоотношений в семье.

В заключительной сцене автор подводит черту под судьбой Катерины - жертвы патриархального общества с его несправедливостью и жестокими законами семейной жизни. Гибель главной героини становится символом трагизма положения женщины того времени, а финальный диалог между Кулигиным и Кабанихой раскрывает неизменность позиции свекрови даже после страшного исхода событий — она не способна осознать свою вину за гибель Катерины из-за своего упрямства.

Таким образом, заключительная сцена пьесы "Гроза" является кульминацией трагического сюжета и наглядно демонстрирует последствия патриархального уклада жизни для его жертв - таких как Катерина: гибелью от безысходности или же изменением своей судьбы в результате открытого протеста против сложившихся порядков (как Варвара).

Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Популярные темы

  • Животные ледяной зоны

    В этой статье, речь пойдёт о животных Арктики и Субарктики. Чаще всего, животные таких районов, в течение всей зимы, осени и весны, находятся в глубокой спячке, а вот летом и в полярные дни, животные могут бодрствовать и на протяжении всего дня и ночи.

  • Живопись

    Для человека очень важным критерием является красота и гармония, а также возможность самовыражаться. Эти составляющие присутствуют в живописи, а именно в изобразительном искусстве. Первые проявления живописи можно заметить еще в

  • Бутылочное дерево

    Австралия – засушливое место на Земле, в связи с этим некоторые растения, произрастающие там, научились с этим бороться. Бутылочное дерево – одно из них. Это самое причудливое, теплолюбивое дерево на земле.

  • Город Тверь

    До 1990 года город Тверь носил официальное название – город Калинин. Население составляет примерно 420 тысяч человек. Сегодня это крупный промышленный город.

  • Проблема невежества в Недоросле

    Пьеса Недоросль Д.И. Фонвизина затрагивает актуальную для своего времени тему невежества и низкого уровня образования в России, что было одной