Доклад Духовная жизнь в 20-е годы 9 класс сообщение

Духовная сфера жизни общества двадцатых годов, как и духовные ценности и потребности каждого человека претерпевали активные изменения и новообразования после революции 1917 года.

Со стороны власти исходила позиция, что свобода мнений и взглядов среди населения способна нести угрозу появления противоречащих советскому режиму и идеологии взглядов. Ключевой позицией влияния на советские умы являлась образовательная деятельность, необходимость совершенствования которой поставила перед советским правительством задачу организовать учебные заведения разного уровня, направлений и степеней подготовки. К тому же организация учебных заведений решала проблему неграмотности населения, так как накануне двадцатых годов более половины взрослого населения страны не были способны писать и читать.

На месте ликвидированных гимназий, земских и церковноприходских школ создавались сети школ с всеобщим начальным обучением, которое было бесплатным. Обучение чтению и письму становилось обязательным, а уклонение могло повлечь уголовную ответственность. Созданные политшколы вели политическую подготовку для комсомольцев, совпартшколы занимались общеобразовательным и политическим обучением советских людей, а с целью подготовки будущих политических работников организовывались коммунистические университеты.

Средства массовой информации и культурные мероприятия фактически выполняли роль общения государства с обществом, поскольку именно со стороны государства установился контроль за каждым печатным издательством, а также за предлагаемым репертуаром театров и кино. Такие же меры применялись и к представителям художественной культуры и музыкального искусства, чьи творения имели агитационно-пропагандистскую форму и были призваны воздействовать на людей в сторону коммунистических задач.

Немалой частью духовной жизни общества тех времён являлось и атеистическое мировоззрение. Пришедшаяся на период двадцатых годов борьба с религией приобрела большие масштабы, поскольку любые религиозные проявления воспринимались коммунистами как буржуазное средство контроля над пролетариатом. Начальной ступенью борьбы с церковью была пропаганда атеизма, которая впоследствии сменилась активными репрессиями всех верующих и представителей духовенства, которые порицались за антикоммунистические взгляды. Каждое религиозное строение подвергалось закрытию и разрушению, а уцелевшие здания церквей часто использовались как простые хранилища, склады, библиотеки. Предметы культа, имущество церкви и её ценности подлежали конфискации.

Таким образом, каждая ветвь духовной жизни советского человека подлежала надзору со стороны коммунистического правительства, закрепившего за собой единоличный контроль над взглядами и идеологией общества.

Доклад №2

Владимир Ильич Ленин справедливо полагал, что неграмотность является главным врагом революции. Потому, 20-е годы 20-го века, по большей части, были посвящены просвещению широких  народных масс. Основной задачей была ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения.

Также происходило строительство советской школы, вносилось довольно большое количество изменений и реформ в системе образования.

30 сентября 1918 года пришло в действие «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое было неким симбиозом педагогических идей отечественных и зарубежных специалистов. Впрочем, поощрялись как общепринятые методы преподнесения и освоения материала, так и некое новаторство.

Культивировалось уважение к личности ученика, образование предполагалось общедоступным и бесплатным.

Однако далеко не все было так радужно: порой изымались парты, конфисковывались учебники, происходило множество действий, которые наоборот сбивали учащихся с привычного ритма и не помогали,  а только мешали учебному процессу.

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. рабочие и простой люд получили преимущество при поступлении в ВУЗы. При университетах и институтах были созданы РабФаки (рабочие факультеты), дающие возможность трудящимся грызть гранит науки, и впоследствии стать людьми с высшим образованием.

К 1925-м году выпускники рабочих факультетов, которые направлялись на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли около половины от всего количества абитуриентов.

Следует сказать, что данная реформа давала желающим все условия: возможность совмещать труд и обучение, студентам предоставлялось общежитие. Власти старались делать все возможное для возникновения такой новой прослойки общества, как «советская интеллигенция».

Также активно развивалось и искусство. Однако, репертуар театров  и прочих культурных заведений был подвержен строгой цензуре – как считалось, в СССР, народ должен знать достаточно, но не слишком – никаких компрометирующих и антисоветских фактов и даже намека на них.

Мало того, в 1922-м году произошло некое обесценивание церкви как социального института: все ценности изымались, а средства шли в пользу голодающих. Также активно пресекалась контрреволюционная деятельность. Создавались всевозможные организации и клубы, которые объединяли пролетариев с творческими способностями.

В 1925 – м году появилась «Россия Ассоциация Пролетарских писателей». Она контролировала литературный материал, однако оценивала не его художественную составляющую, а происхождение литераторов. Поощрялось творчество лишь тех, кто имел пролетарское происхождение.

Все, что создавалось творцами не рабоче-крестьянского происхождения, считалось идейно вредным, ограничивалось в публикации, а довольно часто и не публиковалось вовсе.

Возникла новая прослойка творческих деятелей, участников революции, которые воспевали революционную романтику. Но в то же время активно развивалась и сатира, в частности благодаря таким писателям, как Ильф и Петров, Михаил Зощенко и др. В поэзии же очень развилось творчество С.Есенина и В. Маяковского.

Очень «модными» стали плакаты с рифмованными лозунгами и карикатурами. В архитектуре лежали идеи конструктивизма.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что духовная жизнь в данный период была неразрывно связана с революцией и контрреволюцией, что отражалось и в различного рода творческой деятельности. Однако, у приспешников и защитников этого явления было больше шансов обрести аудиторию и подарить миру свой талант, нежели у тех, кто говорил и описывал неугодные существующей власти вещи.

9 класс кратко

Духовная жизнь в 20-е годы

Духовная жизнь в 20-е годы

Популярные темы сообщений

  • Творчество Кира Булычёва

    Игорь Всеволодович Можейко, известный читателю как Кир Булычев, родился в Москве 18 октября 1934 года в семье юриста Всеволода Николаевича и Марии Михайловны. С самого детства он был очень веселым

  • Природные источники углеводородов

    Практически каждый день люди используют лекарства, лакокрасочные изделия, синтетические моющие средства, изделия из пластмассы - это как раз и есть те органические вещества, которые произведены путем синтезирования из углеводородов.

  • Чума

    Что же такое чума? Это инфекционное заболевание, вследствие которого происходит поражение внутренних органов и лимфоузел. Так же сопровождается лихорадкой.

  • Любовная лирика Есенина

    В творчестве Сергея Есенина можно выделить несколько ключевых тем: любовь к Родине и природе, крестьянский быт, о животных и любовная лирика.

  • Сова болотная

    Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,